Урок з основ християнської культури



Осколки доброты (урок по православной культуре)
Цель:    1.   Обеспечить личностно-ориентированный подход в процессе 
                                            литературного чтения.
                            2.   Активизировать эмоциональную сферу ребёнка, обращаясь к его
                                            чувствам.
                            3.   Развивать способность сочувствовать, сопереживать окружающим,
                                             чтобы научиться действовать на благо.

Оборудование:   художественный текст, высказывания русских писателей,    
                                          «осколки сердца», музыкальное сопровождение.


Ход урока.                                  Мои глаза видят вас,
                                                   Мой разум направлен на вас,
                                                   Моё сердце с вами.
                                                   Значит, мы готовы к уроку размышления.

 Тема нашего урока зашифрована. Внимательно посмотрите на криптограмму и отгадайте название .(«Осколки доброты»)
---   О чём будем говорить на уроке?    ( о доброте).
Доброта… Что означает это слово?
Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (по С. Ожегову)
---   Л.Н.Толстой писал: «Доброта – это отзывчивость, сочувствие, сопереживание, внимание к людям; всё положительное, хорошее, полезное».
---   Назовите как можно больше хороших, положительных качеств, которые можно объединить таким простым и в тоже время ёмким словом доброта.( терпение, милосердие, неосуждение, благородство….)
---   Это врождённые качества или приобретённые? (их нужно    растить и развивать в течение всей жизни)
---   Почему-то в наше время доброта утратила свою силу, наблюдается дефицит милосердия. Порой мы нетерпимы и даже озлоблены по отношению друг к другу. Не стремимся к овладению умением слушать, чтобы слышать чужую боль и страдания.
             Поэтому, очень хочется, чтобы сегодня на уроке вы поняли значимость этих качеств, которые всегда подчёркивают и указывают только добрую сущность человека.
             А чтобы состоялся наш разговор, предлагаю познакомиться с рассказом, автор которого, к сожалению, неизвестен. Называется «Осколки доброты».

Работа над текстом.

1 часть.   ---   Положите перед собой листочек жёлтого цвета. Прочитаем.

                        Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.


---   Ваши ассоциации к слову старушка?

***  дети зачитывают синквейн «Старушка». Учитель зачитывает свой вариант.

               Старушка.
               Добрая, неприметная.
               Понимает, учит, оберегает.
               Она любимица всех внучат.
               Бабулечка.

---   Почему у нас возникли практически одинаковые ассоциации?(высказывания детей)
На этой доброй и хорошей ноте продолжим чтение. Положите перед собой листочек розового цвета.

2 часть.

                         Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.


---   Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?
---   Что  вы чувствуете сейчас?  (неприязнь, брезгливость, раздражение, страх…)

---   Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?
---   Как можно убедиться в правильности ваших суждений? (прочитать текст дальше)

3 часть.                (на листочках сиреневого цвета)

              Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

---   Почему так поступили взрослые?
---   Старушка просила внимания к себе?
---   Почему так ведут себя дети?
---   Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту?
                                                                                (улыбнуться в ответ)

---   Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:
                  1. обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих
                  2. она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго
                  3. улыбка рождает дружбу между людьми
                  4. даёт силу слабым, надежду отчаявшимся

---   Понимает ли старушка, что она неприятна людям?
---   Отвечает ли она им тем же?
---   Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность?  К сожалению, мы привыкли не только встречать,  но и судить человека по одёжке.

---  Какие достоинства можно разглядеть у старушки?  (не отвечает злом  на  недовольные взгляды и злые ухмылки)

---  Какое добро могла нести людям старушка? (чтобы узнать, надо прочитать текст)

4 часть               (на листе белого цвета; читает учитель)


Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
                                                                                                            

---   Что чувствуете сейчас?  (стыдно, совестно)
---   Совесть – духовное начало. И если это начало есть в людях, значит ещё не всё потеряно.

---   Какие качества людей ранили сердце старушки?(Дети называют все негативные качества, а учитель выкладывает из осколков сердце):
·        Любовь
·        Неприязнь
·        Милосердие
·        Брезгливость
·        Сострадание
·        Раздражение
·        Понимание
·        Страх
·        Гнев
·        Злоба
·        Миролюбие
·        Отчуждение
·        Радость


---   Осколки человеческого непонимания, неприятия, отчуждения ранили сердце старушки. Вот только её сердце не озлобилось в ответ, не стало чёрствым. Какое оно?




( белое, чистое, светлое, божественное)

Бескорыстная забота о благе других людей называется – альтруизм. (антоним – эгоизм)

---   Это её выбор. Никто не знает почему он ею сделан. Не знаем, а позволяем себе судить. Каким одним словом мы сможем назвать эту старушку? (Добрая, милосердная).


«Клумба добра»


Давайте создадим клумбу, на которой будут расти цветы добра, а сорняки будем безжалостно выпалывать.(на партах лежат цветочки. Напишите на них слова, связанные с понятием доброта) .


Игра «Представьте себе…»
        Педагог: - Ребята, посмотрите! Что это? (Цветок).
        - Это непростой цветок, это «Волшебный цветок добра».
         - Дети, представьте себе, что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Протяните две руки вперёд так, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть цветок добра, какой он. Какого цвета, большой или маленький, на что похож? Может он имеет запах? И тогда вы можете его понюхать. А может от него исходит какая-то приятная музыка? И вам хочется её послушать…
        Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вам душу, доставляет радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости…

Игра «И я»
        Педагог: – Я буду называть вам поступки. Если поступок добрый – вы говорите «и я», если плохой, то молчите.
«Я помогаю ухаживать за  цветами» – и я.
«Я убираю за собой игрушки» – и я.
«Я разбрасываю свои вещи» – ...
«Я помогаю маме» – и я.
«Я играю с младшей сестренкой» – и я.
«Я держу кошку за хвост» – ...
«Я не здороваюсь с соседкой» – ...
«Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку» – и я.     

  • Видеоролик «Простая любовь к жизни»(4 мин)

«Счастье, что живут среди нас те, кто не говорит о доброте и милосердии, а творит их»

·       Физкультминутка



Раз, два- дружно встали-
Великанами все стали.
Руки в стороны, как крылья
И на пояс- три, четыре.
Вправо, влево повернулись,
Наклонились и прогнулись.
Раз- присели, два- присели
И за парты дружно сели!

Посмотрите внимательно на доску и скажите, что увидели?



.

                                                    .



---   Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого листа. Так и в жизни, мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.

Игра «Как меня видят другие»
         Игра заключается в том, что по очереди один ребёнок выходит из игровой комнаты, а все остальные дети  должны составить описание-портрет этого ребёнка, соблюдая главное правило: говорить нужно только хорошее и очень хорошее. Воспитатель записывает характеристики вышедшего ребёнка на доске. Затем ребёнок возвращается в комнату, и воспитатель зачитывает ему его «портрет».


Волонтёры»Серце до серця»
                                                 
Песня «Дорогою добра»+(клип)

Ну, что же, дорогие дети! Подходит к концу наш урок. Сегодня мы запалили огонёк добра. Я верю в то, что  он поселится и в ваших сердцах, и что с сегодняшнего дня вы станете немного добрее!


                            Если останется время….

А чи добрий ти?
Проведення тесту
   Перш ніж почати розмову по темі нашого заняття, я пропоную вам відповісти на запитання тесту.
1. У тебе є гроші. Міг(могла) б ти витратити все, що в тебе є, на подарунки друзям?
2. Приятель розповідає тобі про свої проблеми, але тебе це мало хвилює. Чи даси ти йому зрозуміти, що це тобі нецікаво?
3. Твій партнер  дуже погано грає у якусь гру. Чи будеш ти йому піддаватися, щоб доставити приємне?
4. Чи часто ти говориш людям добрі слова?
5. Чи любиш злі жарти, розіграші?
6. Чи довго ти пам'ятаєш нанесені тобі образи?
7. Чи завжди ти не упускаєш можливості зробити яку-небудь добру справу?
8. Чи вважаєш ти, що якусь справу ти зробиш краще, ніж інші?
9. Чи кидаєш ти гру, коли починаєш програвати?
10. Якщо ти впевнений(а), що прав(а), чи слухаєш ти заперечення співрозмовників?
11. Чи охоче ти допомагаєш іншим?
12. Чи насміхаєшся ти над ким-небудь, щоб розвеселити компанію?
Підведення підсумків тесту
     Давайте подивимося результати ваших тестів.
Так – 1-4, 7, 11 – 1 бал
Ні – 2, 5-6, 8-10, 12 – 1 бал.
    8 і більш балів: ти люб'язний, доброзичливий, умієш поводитися з людьми; тільки одне побажання - будь щирим;

   4-8 балів: твоя доброта має вибірковий характер: ти можеш бути добрим до одних людей і черствим стосовно інших;
   0-4 бала: спілкування з тобою буває нелегким; тобі не вистачає доброзичливості до людей, відкритості серця.






















Комментариев нет:

Отправить комментарий